Image
Областное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Комплексный центр социального обслуживания населения Обоянского района Курской области»
ОБУСО "КЦСОН Обоянского района"
306230 Курская область г. Обоянь ул. Ленина 23

Режим работы:

ПНД-ПТН c 8-00 до 17-00; перерыв с 13-00 до 14-00
СБТ-ВСК  ВЫХОДНОЙ

Электронный адрес: ogyso@yandex.ru

Телефон:  (47141) 2-38-90, 2-21-51

Image
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
МЕНЮ

Особености вработы социального работника во взаимодействия с получателями социальных услуг

Социальные работники – специалисты высшей квалификации, люди особой деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ.

 Забота социального работника распространяется на различные возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально педагогических функций общества, семьи и личности.

 Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами, готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям; стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и т.д.

 Не менее важно знать, какие умения социального работника заложены в профессиональном стандарте специалиста:

  1.  Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.
  2.  Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивая ситуации.
  3.  Умение создавать и развивать отношения, способствующей успешной профессиональной деятельности.
  4.  Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять здания по теории личности и диагностические методы.
  5.  Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.
  6.  Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.
  7.  Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.
  8.  Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.
  9.  Умение нести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.
  10.  Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
  11.  Умение обеспечивать межинституциональные связи.
  12.  Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах.

 Поскольку социальный работник имеет дело с человеком и его окружением, подчеркиваемся, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо любому и каждому социальному работнику, кем бы ни был ею клиент -ребенок или и взрослый. одинокий пенсионер или инвалид, семья или другая социальная группа. А то означает, что психолого - педагогическая компетентность в личностно - средовом контексте специалиста составляет базовую основу ею функциональной грамотности, подготовленности.

 Социальная работа как профессия, социальные работники как специалисты этой профессии призваны, таким образом, служить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. Основная задача социального работника восстановление социального функционирования клиента.

 В центре внимания социальных работников - проблемы человека, его потребности и интересы.

 Социальные работники помогают и способствуют всеми имеющимися в их распоряжении средствами благополучию и самовыражению человеческой личности, достижению социальной справедливости, развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека, развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений, защите всех прав человека.

 В функции профессии социальных работников входят планирование социальной политики и оказание услуг в отношении различных групп населения и общин, а также их оценка.

 Деятельность социальных работников сосредоточена не только на стремлении защитить права человека, но и на удовлетворении его потребностей, развития личностных возможностей.

 От социальных работников требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой дисфункциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья, группа). В сфере практической деятельности социальных работников перед ними стоят следующие задачи:

Поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов.

Предлагают помощь, организуют ее, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты.

 Сопровождают людей на протяжении определенного жизненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента. Представляют интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии это сделать.

 Обращают внимание на последствия беды и вносят предложения по их предупреждению, смягчению и ликвидации.

 Вызывают сочувствие и активизируют людей на оказание помощи нуждающимся.

 Оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты.

 Информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни для определенных групп населения.

 В ходе реализации указанных задач социальные работники призваны выполнять самые разнообразные роли по воспитанию, информации, стимулированию, консультированию, обслуживанию, посредничеству, организации, координации т.д. Успех профессиональной деятельности ставится в зависимость от того, как им удается исполнить эти роли.

 Социальный работник, оказывая социальную помощь клиенту, реализует при этом следующие функции: 

Воспитательную - обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиента. Ставится задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

 Организаторскую-организация той пли иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа во взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительным и организациями.

 Прогностическую - программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности.

 Предупредительно - профилактическую и социально - терапевтическую - социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социально — правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают защиту прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения.

 Организационно- коммуникативную - способствуют включению добровольных помощников, самого населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между раз личным и социальным и институтами в их работе с клиентом. 

Охранно – защитную - используют весь арсенал правовых норм и интересов клиентов, содействия и применения мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента. 

Таким образом, в своей практической деятельности социальные работники выполняют различные социальные роли, причем способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист.

 Социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами. 

Социальный работник выполняет роль адвоката, защитника законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, чтобы помочь людям реализовать свои способности, чтобы возможность реализовать свои ресурсы была дана всем членам общества. Социальный работник в той или иной мере выполняет роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего, помогает людям расширить их компетенцию и способность самим решать свои проблемы. 

Социальный работник выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы ведет семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях. 

Социальный работник выполняет роль конфликтолога, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

 Социальный работник является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.

 Социальный работник выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом.

 Социальный работник играет роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.